Я уже три года изучаю цеттелькастен Лумана, но только недавно наконец-то понял принцип нумерации в его картотеке. Всё потому, что ни в одной из многочисленных книг и статей о цеттелькастен, что я читал, мне не встречалось внятного объяснения этого принципа. Этой статьёй я надеюсь заполнить этот пробел.
Текст получился немного задротским, но будет полезен всем, кто так же как и я интересуется картотекой Никласа Лумана.
Если вы хотите сразу перейти к сути, листайте вниз, к разделу «Принцип нумерации в цеттелькастен Лумана». А сначала будет небольшая история, с иллюстрациями из моих карточек, как я дошёл до сути. В конце-концов, это мой блог, а значит таким историям тут самое место.
Как описывают нумерацию Лумана в интернете
Почти каждый автор вводной статьи о цеттелькастен знакомит читателя с принципом добавления новых карточек. Однако, многие ограничиваются избитым примером с «карточкой 1a между карточками 1 и 2» или вовсе несут какую-нибудь ахинею. Полагаю, дело в том, что большинство из них держат в голове цифровой вариант картотеки и не считают нумерацию сколько-нибудь важной темой, заслуживающей внимания.
Вот, например, как принцип нумерации Лумана описал автор самой популярной статьи о цеттелькастен.
Если позднее вы захотите добавить несколько карточек между номерами 1 и 2, просто положите их туда с промежуточными номерами 1/1, 1/2, 1/3 и так далее.
Добавляя дополнительные знаки дроби, можно размещать новые карточки между предыдущими. Например, чтобы добавить карточки между номерами 1/1 и 1/2, поставьте на них 1/1/1, 1/1/2, 1/1/3 и так далее. (Клир, 2020.6)
Zettelkasten: как один немецкий учёный стал невероятно продуктивным
Луман и близко так не делал, но тем не менее статья уже несколько лет висит на первом месте по запросу «цеттелькастен» в Яндексе и Гугле и вводит людей в заблуждение.
В большинстве остальных статей всё-таки чаще рассказывают о том, что «между заметками 1 и 2 идёт заметка 1a». Как в статье Йоханнеса Шмидта «Niklas Luhmann’s Card Index: Thinking Tool, Communication Partner, Publication Machine».
card 1,1 (or 1/1, as the case may be) is followed by 1,2 (or 1/2), and so on; a card that was created later and pursues an aspect further that is noted on card 1,1 was given the number 1,1a and inserted between card 1,1 and 1,2; (Шмидт, 2016)
Niklas Luhmann’s Card Index: Thinking Tool, Communication Partner, Publication Machine
Звучит просто, но даже с таким простым правилом у меня случались затыки. Что делать, например, если надо добавить заметку между карточками 1 и 1a? В обзорах об этом не писали.
С последовательностями же заметок было ещё сложнее.
Нумерация в последовательностях заметок
Главный затык с нумерацией возник, когда я начал пытаться сформировать последовательности заметок. Нумерация Лумана позволяла ему «создавать произвольные внутренние ветки заметок» (Луман, 1992). Я долго не мог разобраться, как это работает.
В изучении цеттелькастен я, в первую очередь, опирался на статью Йоханнеса Шмидта. Он работает в университете, в котором преподавал Луман, занимается оцифровкой его картотеки и знаком с ней лучше всех. В своей статье он иллюстрирует принцип нумерации в последовательностях вот такой схемой.
Niklas Luhmann’s Card Index: Thinking Tool, Communication Partner, Publication Machine
- 1/1 Card with notes
- 1/1a Card containing notes referring to a concept/idea from card 1/1
- 1/1b Continuation of notes from card 1/1a
- 1/1b1 Card containing notes referring to a concept/idea from card 1/1b
- 1/1b2 Continuation of notes from card 1/1b1
- 1/2 Continuation of notes from card 1/1 (Шмидт, 2016)
Тут всё очень сложно. «Карточка 1/2 — продолжение заметки с карточки 1/1». А «1/1a содержит заметку относящуюся к идее на карточке 1/1». Что это значит? Чем «продолжение» отличается от «относится к идее»? Когда надо ставить 1/2, а когда 1/1a?
Не сумев понять, как это должно работать, я пошёл искать в интернете. Понятнее не стало. Большинство объяснений сводятся к тому, что ветки рассуждений надо развивать добавляя буквы и цифры, без подробностей.
Вот как это выглядит на примере блогера Ksenia TyB. Допустим, у меня есть заметка под номером 2. Я хочу продолжить эту мысль. Значит, следующая заметка будет под номером 2a, другая — 2b и так дальше.
Начало и границы последовательностей заметок
Из всего прочитанного, услышанного и увиденного, я сделал вывод, что нумерация Лумана отображала начала и границы последовательностей заметок, разделяла ветки идей.
Но я никак не мог понять, где эти границы последовательностей. Где заметка просто продолжает тему, а где она «продолжает идею с предыдущей карточки»?
Все эти «продолжает мысль» звучит просто в теории, но на практике вопросы начинают возникать очень быстро. Вот эта идея — это продолжение мысли или нет? Эта карточка — дочерняя или вполне самостоятельная?
Например, у меня есть карточка о воспитании детей. В ней я цитирую мнение Корчака о замечаниях детям и пишу свои вопросы.
А вот следующая карточка, где автор рассказывает, что не стал упрекать ребёнка за опоздание.
Что из себя представляет вторая заметка по схеме Шмидта? Это «продолжение» или карточка «относится к идее»? Какой номер поставить — просто следующий по порядку или выделить новую ветку, добавив к номеру заметки букву?
И таких неоднозначных моментов встречается очень много. Особенно, если вы используете цеттелькастен по назначению — как инструмент для мышления, а не как базу знаний.
Скотт Шипер, ещё один евангелист цеттелькастен, автор термина Antinet Zettelkasten, пошёл ещё дальше — он предлагает отделять границы веток рассуждений не буквами или цифрами, а косой чертой, слэшем. Кажется, что этот способ проще, но проблема остаётся та же — надо чётко определить, где начинается одна последовательность и заканчивается другая. А это, как показала практика, очень непросто.
По этой причине, столкнувшись с непониманием, как обозначать ветки мышлений с помощью нумерации, я даже сделал вывод, что цеттелькастен вообще невозможно воспроизвести. Результатом стала моя статья «Разрабатывайте свою систему», где я в стиле Гэндальфа Серого восклицал «Спасайтесь, глупцы!», убеждая, что ни одну из многочисленных методик невозможно повторить, как её задумывал автор.
Ссылки-сноски и нумерация — всё ещё сложнее
В очередной раз вернувшись к идее повторить цеттелькастен Лумана, я начал снова изучать материалы по нумерации. И опять случился затык — на этот раз с ссылками-сносками.
В карточках Лумана есть не только прямые ссылки на карточки в других частях картотеки, но и ссылки-сноски. В заметке они обозначались красными буквами или цифрами и вели на карточки, которые находились рядом с начальной.
В своей статье «Communicating with Slip Boxes» Луман уделил этой фиче всего несколько предложений и тоже в контексте нумерации.
A slip with number 57/12 can then be continued with 57/13, etc. At the same time it can be supplemented at a certain word or thought by 57/12a or 57/12b, etc. Internally, this slip can be complemented by 57/12a1, etc. (Луман, 1992)
Communicating with Slip Boxes
Ясности этот абзац не добавил. Я даже разобрался, в чём разница между словами «supplemented» и «complemented», но только больше запутался.
Изучение заметок Лумана не придало ясности. Сначала я подумал, что Луман продолжает нумерацию на карточке-сноске буквой, если номер родительской карточки заканчивался на цифру, и наоборот. Но потом я встретил несколько карточек, в которых этот принцип нарушался. Где-то Луман использовал не буквы или цифры, а вообще запятые. Иногда он ставил двойные буквы, как, например, в карточке 3/9bb.
В один момент я даже подумал, что у Лумана не было какой-то внятной системы и он ставил номера как придётся или не сразу определился с принципом нумерации. Но это объяснение меня не удовлетворило и я продолжил изучать цеттелькастен Лумана.
Я листал его оцифрованную картотеку, пытался ставить сноски и нумеровать карточки в своём цеттелькастен. И вдруг меня осенило! Я понял принцип. Это было как яблоко, которое упало на голову Ньютону. Я только что не закричал «Эврика» как Архимед лёжа в своей ванной.
Принцип нумерации в цеттелькастен Лумана
Вот как я сформулировал принцип нумерации Лумана.
Новой заметке присваивается следующий свободный номер после предыдущей карточки.
Всё.
Поясню. Главная моя проблема в нумерации заметок была в том, что я думал, что номер должен означать некую иерархию. На самом деле это не так.
Номера заметок в цеттелькастен Лумана никак не связаны с их содержанием. Они не означают ни родительские заметки, ни начало ветки размышлений, ни дочерние карточки. Ничего. Просто положение в картотеке.
Сам Луман так и говорил про нумерацию — «fixed numbers, abstracted from any content-based order». Фиксированные номера, не зависящие от содержания. Но я прочитал эту фразу и не понял её значение.
Поэтому теперь, когда нужно добавить заметку в картотеку, я смотрю только на следующий свободный номер и нумерую заметку ориентируясь на него, а не содержание записи.
Если мне нужно продолжить мысль на 4/15, и за ней больше нет карточек, то я ставлю номер 4/16, а не 4/15a. И так далее.
И, кстати, если надо было добавить карточку, допустим, между карточками 1/1 и 1/1a, то Луман использовал запятые. 1/1; 1/1,1; 1/1a. Вот так.
Уточню, что речь идёт о цифрах, которые идут после косой черты, во второй картотеке, или запятой — в первой. Цифры до этих знаков — это обозначения категорий. Подробно об этом в моей статье «Папки и подпапки в картотеке Лумана: подробно о структуре цеттелькастен».
Да, этот принцип нумерации до идиотизма простой, но я только недавно понял, как он работает. После этого создание моего аналогового цеттелькастен пошло намного легче.
Осталось разобраться с индексом и можно считать, что я полностью изучил как устроен цеттелькастен Лумана.
Об этом я обязательно напишу у себя в блоге. Не переключайтесь.
Подписывайтесь на мой канал в Телеграме или на рассылку, чтобы не пропустить следующую и остальные статьи о цеттелькастен.
А если вам нравится, что я делаю, подписывайтесь на мою страницу на Бусти, чтобы поддержать меня донатом.
Больше на Фёдоров пишет
Subscribe to get the latest posts sent to your email.
Мне казалось про это уже и было в Как на самом деле была устроена картотека Лумана — Фёдоров пишет (fedorovpishet.ru)
я собственно после ее прочтения посидел, понаделал карточек, и пришел именно к такому же выводу. Единственным белым пятном оставалось как пронумеровать карточку добавляемую между 1/1 и 1/1a, но в текущем варианте, если
/
приравнять.
, то оно даже вписывается в натуральную сортировку.Ну и обдумывание куда же отнести новую карточку — это так же процесс осмысления новой идеи)
П.С.: до статьи на которую ссылка выше, я периодически почитывал про цеттелькастен, но каждый раз попытка хоть как то набросать алгоритм ведения заметок, упирался в полное не понимание того, откуда берутся номера, и теги упомянутые. А люди, публикующие эти статьи, не разобравшись, пытались это еще сразу на цифровой мир натягивать, как сову на глобус. И вот читаешь, и нет ни общей картины, ни строгой последовательности действий (а чем более конкретизирован алгоритм, тем меньше надо тратить на раздумие «а как», а следовательно и проще этим пользоваться), ни профит какой либо из этого не прослеживается.
И вот после Вашей статьи, всё стало на места, пазл сложился, что каждая карточка имеет строго заданное место/номер, абсолютное значение в системе заметок, и больше никуда не передвигается. Есть индекс, по которому мы знаем с каких номеров какие темы начинаются, что и дает возможность взять разом пачку заметок, не глядя, от сих до сих, и работать с ней.
Спасибо. Хоть я по итогу всё равно не веду заметки, целенаправленно)
В той статье я лишь пересказал прочитанное, не до конца поняв, как это работает. Проведя аналогию, та статья — это инструкция, как играть на флейте вида «дуйте в трубку и зажимайте пальцами отверстия». А вот реальное понимание, как это работает пришло только недавно.
Но на самом деле карточки непрерывно передвигаются) Если вы решаете проблему, вы достаете карточки и раскладываете их на столе — по сути, создаете шифр решения. В Обсидиане для этого используются ссылки, а проблемы или интуиции можно обозначить ? и ! в коде-нумерации. Луман об этом не писал, — просто раскладывал отобранные карточки на столе — делал срез плана (информации в картотеке), и работал внутри него.
Номера — в физической картотеке или в Обсидиане, выстраивают связь в поле картотеки. Такая организация пучков идей/концептов/цитат/ресурсов, исключительно важный момент и в Обсидиане. А работа с карточками требует создания других последовательностей, других шифров, где отобранные карточки — уже посредники мышления, которые передают мысль, меняя ее по ходу движения. Расположение карточек — это движение, ход мысли.
Кстати, выше написали о «строгой последовательности» — наверно, ее стоит избегать. Луман не случайно вел сквозную нумерацию — он создал аналоговый, ризоматический гипертекст) Иерархии отражали его собственное мышление, а не внешние рамки. Отсюда и аутопоэзис — идеи в картотеке творятся сами из себя, подобно биологической жизни. Я на 100% уверен, Луман опирался на постструктуралистов, когда конструировал свой цеттелькастен)
Сравните его картотеку с высказыванием Делеза: «столь многие бесконечные движения [мысли] заключены одно в другое, сгибаются [производят различия] одно внутри другого, так что возвратный ход одного мгновенно приводит в движение другое и этим грандиозным челноком непрестанно ткется план имманенции».
Тогда, опираясь на Бергсона и других интуитивистов, лучше раскладывать/кодировать карточки (физические или в Обсидиане) опираясь на интуитивное схватывание — спорное решение приводит к интересному результату, когда думаешь — почему я это связал?)
Хотя что в этом странного? У Делеза: «Бесконечные движения [мысли] порождаются даже негативностями: впасть в заблуждение в этом смысле так же продуктивно как и и избегнуть подделки, отдаться своим страстям — как и преодолеть их»
Что, в твоём понимании, означает выражение «сквозная нумерация»? Часто встречаю его, но большинство используют его по-разному.
Каждая карточка в Обсидиан получает последовательный номер — 00001, 00002…00267 и тд. Без разбивки разбивки по темам, сюжетам или конкретному содержанию (цитата, информация, проблема, концепт, интуиция и тд). Просто номера, один за другим.
Крупные, большие понятия, например «Семиотика» вводятся без номеров — к ним протягиваю связи. Например от «00120 Знаковая система» к «Семиотика».
Но если вводится идея «Кодирование и декодирование знаковой системы», то номер будет «00120-1», и далее «00120-1.1 Кодирование» и «00120-1.2 Декодирование».
Получается простая, сквозная структура из номеров, а мои мысли насчет карточек отражают связи.
Если Нужно проблематизировать кодирование, то «00120-1.3? Проблема кодирования» и тд. Интуиция соответственно — «00120-1.4!»
Но если идея приходит вне конкретного хода мысли, то она вносится под следующим свободным номером 000121 и далее.
Интуиция и проблемы выделяются, так как из них растут идеи, — их удобно визуально выделять.
Еще используя хештеги — для обозначения больших массивов неструктурированных карточек. Например, #Деррида — все, что с ним как-то связано. Или #цитата — все прямые цитаты.
Получилось довольно удобно. Причем, список карточек — по сути,базовый цетеллькастен.
И еще кое-что, наверно, важное. Я стараюсь не доводить до абсурда — когда читаю текст, и вижу ход мысли — ставлю номера в развитии -х; -х.х; -х.хх. Но если потерял нить размышлений, начал новую главу или открыл другой текст на прежнюю тему, то нумерация идет с последнего свободного номера как 00ххх
Думаю, не стоит тратить время на выстраивание изощренных каталожных шифров, т.к. мир в принципе не описывается осевыми структурами — он децентрализован и ризоматичен, как грибница. А в Цеттелькастене мы создаем именно что гипертекстуальное описание мира.
Отсюда базовая идея — нужна простая, не навязывающая себя, не подавляющая нумерация + точки сгущения смыслов в ризоме.
fixed numbers, abstracted from any content-based order. please give the origin of this sentence.
Пересмотрел разных видео, перечитал ваши статьи, все так запутано ) Изначально думал, что если система старая то алгоритм уже давно известный и всем доступный, а тут получается, что все делают по разному, потому что не могут найти тот самый верный алгоритм.
По поводу вашего открытия. Скажите пожалуйста.
1) Вы создаете подкатегории или у вас только основные разделы и никаких подкатегорий? Если не создаете, то почему?
2) Не увидел в этой статье для чего используются маленькие буквы(с вашей точки зрения) или Вы отказались от маленьких букв?
Алгоритм нигде особо не описан, поэтому куча источников пишут что придётся. Поэтому запутано.
1) Я пока как Луман с первой картотекой — использую только одноуровневые категории. Но чем дольше так работаю, тем больше понимаю, почему Луман завёл вторую картотеку, уже с подкатегориями. Кажется, тоже так сделаю в следующем году.
2) Маленькие буквы используются для того, чтобы формировать id заметки там, где цифры уже не помогут. Классический пример — заметка 1а между заметками 1 и 2. Я так тоже делаю.
Объясните пожалуйста, что значит вставить карточку между двумя другими карточками? Это продолжение мысли из первой карточки?
Ну представь, ты пишешь электронное письмо коллеге. Написал, а потом понимаешь, что надо вставить ещё один абзац в текст. Так и с карточками у Лумана.
Принцип его последовательности — заметка должна находиться рядом с другой наиболее релевантной. Не обязательно это продолжение мысли, но просто по смыслу они ближе всего друг к другу.
Спасибо. А сколько ссылок (связей) на другие заметки должны быть в одной карточке?
Нет такого, чтобы «должно». Столько, сколько есть. Может и вообще без ссылок быть. Может штук пять. Нельзя же сидеть и вымучивать из себя ссылки.
Скажите, но разве такая группировка не похожа на иерархию?
Наверно у меня в голове есть какой-то неправильный шаблон.
Вы говорите в этой статье, что вы раньше думали, что номера отображают иерархию, но иерархии нет.
Так вот, цитата из вашей статьи:»Если мне нужно продолжить мысль на 4/15, и за ней больше нет карточек, то я ставлю номер 4/16, а не 4/15a. И так далее.»
Разве это (4/15 -> 4/15a) не иерархия? Есть группа карточек, которые отпочковываются от других о какому-то контексту (4/15) и нумеруются, как 4/15a 4/15b и т.д., а параллельно есть и другая ветка: 4/16 43/17 и т.д.
На первый взгляд это выглядит, как ветвление или иерархия (у каждой ветки дерева есть свой узел наверху). Если это не иерархия, то что это и почему это не иерархия?
Или 4/15a и 4/15b связаны только с 4/15, но не между собой? Т.е. связь не такая: 4/15 -> 4/15a -> 4/15b, а связь такая: 4/15a <- 4/15 -> 4/15b, т.е. между 4/15a и 4/15b связей нет, связь есть только между 4/15 -> 4/15a и 4/15 -> 4/15b?
Я бы сказал так. Иерархические заметки, допустим, о корме для кота будут выстроены так (условно) : Биология → Животные → Хордовые → Млекопитающие → Кошачьи → Кошки → Уход за котами → Корм для котов. Если что-то напутал по биологии, прошу прощения, суть не в этом.
У Лумана же заметки не строились по иерархии. Ни в общем, ни в частностях. То есть у него, условно, заметка о собаках может находиться в корпусе заметок о корме для котов, а не в отдельном разделе о собаках.
А заметка 4/15а не обязательно «отпочковалась» или продолжение заметки 4/15. Это может просто означать, что Луман посчитал, что 4/15а самое подходящее место после 4/15, а номер 4/16 уже занят.
Принцип проставления номеров завязан не на содержании, а на месте заметки в картотеке. Если бы ему надо было добавить заметку, которая вытекает из 4/15 и номер 4/16 был бы свободен, он бы его и добавил, а не 4/15а, дабы «соблюсти иерархию».
> Однако такой подход усложнит вставку новой заметки между двумя уже существующими
Во-первых, спасибо за ваши труды!
Так, получается, картотека Лумана — это просто аутлайнер?!
(С возможностью ссылок из одного узла в другой)
Я правильно понял?
Насчёт ссылок, думаю, в каких-то программах, например, org-mode Emacs, ссылки могут при вставке новой записи корректироваться автоматически. Это несложно программно реализовать.
Я пока читал статью. буквально часа 3 на ней сидел т.к мой мозг непонимал что имел ввиду автор. но кажись по итогу я понял. знаю очень размашисто написал(да и по чесноку не очень граммотно) и если не концентрироваться вероятно будет не совсем всё понятно, но я надеюсь автор всё же прокоментирует мои старания и правильно ли я его понял(ну и может кому то это поможет понять зеттелкастен)
(Вырезка из моего конспекта)
Т.е проще говоря автору не важно содержание его заметки. ему важно чтобы следующий номер заметки был свободен(к примеру имею я заметки 1 и 2 и эти номера заняты. я мочь между ними написать 1/1(прошу заметить что 1/1 будет дополнением к 1.
А если я хочу добавить дополнение к заметке 1/1 а перед ней 2 то следующее будет 1/2. а если хочу добавить новую идею к 1/1 а перед ней будет 1/2 то название модернизации идеи новой заметкой 1/1 будет 1/1a перед которой будет та самая 1/2.
Т.е содержание самой заметки меня не волнует(тут по чесноку не совсем идею понял но буду буквально её понимать). Даже если между 1 заметки что про политику и 2 тема которой про готовку то моя задача просто продолжить идею 1(если таковая задумка имеет) то следующую заметку я нумерую как 1/1(именно след заметке я такой номер ставлю т.к цифра 2 уже занята,но у цифры 1 прямо перед ней не занят номер 1/1,соответственно продолжать идею новой заметке буду с помощью номера 1/1 а в случае уже дополнения самой 1/1 я буду эту новую заметку уже называть как 1/2 а если её уже дополняю,то номер будет уже 1/3 а у 1/3 название дополнения идеи будет уже 1/4 и т.д. и только если я захочу что то добавить к идеи(изменить её/модернизировать. Вообщем тебя ограничивает передняя цифра перед той заметкой что ты пишешь.) 1/1 а перед ней уже стоит 1/2 то из за 1/2 новой заметке я дам номер 1/1a ну и соответственно если я идею 1/1a хочу дополнить она будет называться 1/1b и т.д. кароч я так понял ). И если мои идеи никак не связаны не с 1 не 2. я тупо пишу цифру 3 и пишу свои мысли про космос,а 4 там про радугу и т.д.. а если мне надо что то добавить про готовку какую нибудь идею я пишу 2/1. Если вдруг если ещё что то хочу добавить то называю её 2/2 в случае если впереди 2/1 нет заметки с номером 2/2. Но если я могу идею 2/1 дополнить но перед ней 2/2 я пишу уже 2/1a)
Ну и главное что я из предыдущих статей выделил: Более лучшее описание для зеттелкастена такое: посути зеттелкастен это сборник всех твоих шагов.
Т.е условно начало твоей идеи 1(как она впервые появилось. считай первый шаг) и там условно до 34 (по принципу атомарности. если в голову пришла идея как либо улучшить/изменить заметку то создаёшь новую и там пишешь эту измененую идею)
Благодарю за прочтение
По сути, с помощью нумерации Луман создавал последовательность своих мыслей. Да, это можно назвать сборником шагов, как ты развивал идею, в какой последовательности.