Рано или поздно, у каждого читающего человека в процессе чтения возникает мысль: «О, интересная идея. Надо бы записать, чтобы не забыть!». Записать не сложно, но что дальше? Куда девать эти цитаты и выдержки и как их организовывать?
Вот, например, вопрос на эту тему в комментариях в моём телеграм-канале.
Непонятно как разделять цитаты от собственных мыслей. Все же больше цитат в каталоге, а Луман, если я не ошибаюсь, свою картотеку составлял из собственных записей-размышлений.
У меня этот процесс более-менее сложился. В этой статье поделюсь, как я поступаю с идеями и цитатами из разных источников, в первую очередь из книг и статей.
Карточки с цитатами бесполезны
Я читаю очень много и всегда отмечаю кучу мест в книгах — подчёркиваю ручкой в бумажных и выделяю в электронных. И, так же как у многих, передо мной встал вопрос, как хранить всё это добро.
Сначала, насмотревшись на картотеку Райана Холидея, я выписывал понравившиеся мне цитаты на бумажные каталожные карточки.
Потом я стал вести заметки в электронном виде. Но принцип хранения цитат не поменял. Я всё так же записывал каждую цитату в отдельный текстовый файл и собирал их в папке под названием «Библиография».
Довольно быстро я понял, что такой подход никуда не годится.
Заметок получалось очень много. Если из художественной книги я чаще всего сохранял не больше десяти цитат, то интересных пассажей из нон-фикшн книги могло набраться больше сотни. В таком огромном количестве заметок было очень сложно найти нужную цитату.
Для организации заметок я использовал теги: фамилию автора и тему. Но такой способ оказался неэффективным.
Вот, например, цитата из Достоевского.
«Идеалист, стукнувшись лбом об действительность, всегда, прежде других, наклонен предположить всякую мерзость.»
— Фёдор Достоевский, «Подросток»
Какой тег поставить этой заметке? Когда я заносил эту цитату в картотеку, то поставил тег «личность». Это было полтора года назад. Сейчас я уже и не помню, почему выбрал именно это ключевое слово и вряд ли стал искать по нему.
Так же было непонятно, как искать заметки по источнику.
Да, в цитатах из книг можно было бы последовать совету Зонке Аренса и использовать тег вида «автор_год публикации». Например, для цитат из его книги «Как делать полезные заметки» ставить тег #зонке2022.
Но что делать с другими типами источников: статьями, подкастами, рассылками, курсами и другими? Поди придумай и запомни короткое название для каждой статьи, видео на Ютубе и письма из рассылки, которые публикует такой плодовитый автор как, например, Райан Холидей. Теги тут не помогут, только запутаешься.
В итоге, от хранения цитат по-отдельности и организации по темам я очень быстро отказался. Не могу сказать, что такой способ вообще не годится. Вон, Райан Холидей только так и хранит всё интересное из книг. Но мне он не подошёл.
Литературные заметки — сборник цитат
Сейчас хранение и обработка цитат у меня происходит в два этапа. Первый — создание литературных заметок.
Когда я читаю книгу или статью, то создаю файл с названием источника в папке «Source». Эту папку я разделил на подпапки по типам источников: книги, статьи, видео, рассылки и так далее. Созданный файл сохраняю в соответствующей папке.
Для себя, я называю такие файлы литературными заметками.
Например, если я читаю книгу Тиаго Форте «Building A Second Brain», то создаю заметку «Building A Second Brain, Tiago Forte» в папке «Books».
Я читаю и выделяю заинтересовавшие меня идеи, мысли, цитаты. Всё, что показалось мне важным или интересным, копирую и вставляю в файл литературной заметки.
Раньше я следовал правилу «пиши своими словами», но теперь полностью копирую исходный текст. Так как я довольно часто использую в своих постах и статьях цитаты из книг и статей, мне важно иметь под рукой оригинальные слова автора, которого я цитирую.
Копирование не влияет на моё понимание текста. К каждой цитате я пишу свои комментарии, впечатления, вопросы и аргументы. Чаще всего объём таких комментариев получается даже больше, чем текста в исходной цитате.
Ссылку на этот документ добавляю в карточку автора. У меня есть отдельный алфавитный указатель по людям, в папке «People». Здесь я собираю заметки, названные именами разных людей. В каждой такой заметке немного информации о человеке и ссылки на материалы из моей картотеки, которые он создал: книги, статьи, видео и так далее.
Указатель по людям нужен, чтобы найти список работ конкретного автора. Часто бывает так — «вот я помню, что Райан Холидей в одной из своих статей о чтении сказал то-то и то-то». Открываю индекс по людям, нахожу заметку «Райан Холидей», в этой карточке — ссылку на литературную заметку по статье о чтении, а в ней ищу нужную мне цитату.
Цитаты и выдержки, как иллюстрации к заметкам
На литературных заметках работа с цитатами не заканчивается. Мысли и идеи, мои и автора, я переношу в постоянные заметки основной картотеки.
В первую очередь я обращаю внимание на свои мысли. По сути, это черновики для основных заметок. Стараюсь, чтобы каждый абзац моих комментариев нашёл место в новых или уже существующих заметках.
Чужие цитаты никогда не играют главную роль. Во всех моих заметках они нужны для иллюстрации главной идеи, точкой зрения, которая подтверждает или опровергает мою собственную.
Если какая-то цитата релевантна заметке, то я копирую её из источника и вставляю в блок «References». Всё потому что основной текст заметки — это мои слова и мысли, а цитаты нужны мне только для использования в статьях.
Бывает, что подходящей для цитаты заметки ещё не существует. Тогда я создаю новую заметку, пишу суть идеи в заголовке и оставляю цитату в пустой заметке.
Свои мысли на эту тему я добавляю потом, когда заметка снова попадается мне на глаза.
Каждая цитата — в двух заметках
Таким образом, я стараюсь сделать так, чтобы понравившийся мне кусок из книги или статьи остался в моей картотеке минимум в двух заметках.
Такой подход сильно замедляет скорость чтения и добавление заметок в картотеку, но зато очень помогает в понимании и запоминании прочитанного.
Самое главное, что в такой системе чья-то умная мысль не привязана к автору или источнику, а используется в основной картотеке. Для меня, как создателя контента, это очень важная опция моего цеттелькастен.
Если вам понравилась статья, подписывайтесь на мой канал в Телеграме или страницу на Бусти — я публикую там анонсы новых статей и пишу посты о ведении заметок, чтении и продуктивности.
Или оставьте свой имейл, чтобы получать новые статьи на почту.
Больше на Фёдоров пишет
Subscribe to get the latest posts sent to your email.
Федор благодарю за статью. А как в обсидиане также вставлять цитаты в референс?
Рад, что понравилось. Это просто ссылка на файл конспекта в папке Картотека, никаких плагинов.
Фантастический блог, Алексей! Читаю захлёбываясь. Наконец нашёл цифрового единомышленника. Мой commonplace book веду в DevonThink Pro 3. Очень советую вам взглянуть.
Спасибо, очень приятно слышать. DevonThink хорош, но несколько сложноват для меня)
Согласен. Мне DevonThink зашёл примерно с такого же количества попыток как вам Obsidian который, кстати, многие используют в комбинации с DevonThink (и я тоже поглядываю). Я изучаю этот и другой софт от DevonTechnologies уже много лет и всегда открываю для себя новое. Самое главное, что софт растёт вместе с тем как моя картотека и методика проходят через всевозможные метаморфозы. Если вы ещё и Apple Script подтяните, сложность приложения себя оправдает.
В виду количества заметок и документов в моих базах данных, без индексации, AI, Apple Script, тегов, фильтров, умных правил и папок уже просто никак. Обожаю классные перьевые ручки и аналоговые карточки но обязываю себя не заниматься этой Райан Холидейщиной иначе это будет артель «Напрасный труд».
Интересный способ! Подскажите, пожалуйста, а вы литературные и постоянные заметки храните в одной базе обсидиана или для каждой категории разные базы?
Я Обсидианом не пользуюсь, и вообще никаким приложением. Веду заметки на бумаге. А цитаты и размышления над ними — в отдельных блокнотах.