NoMa расшифровывается как Note-making, создание заметок. Этот термин придумал Ник Майло, создатель системы организации заметок Linking Your Thinking.
Note-making и note-taking — в чём разница
В одном из своих недавних видео Ник обратил внимание на два принципиально разных подхода к ведению заметок: note-taking и note-making.
Я опять не смог придумать подходящего перевода этим двум терминам, поэтому буду использовать англоязычное написание.
Note-taking — это бессознательный сбор всего интересного, что попадается на глаза. Это пассивный процесс.
Note-making — это осознанное действие. Если ты не просто записываешь чужие слова, а буквально «создаёшь» свои заметки, наполняешь их своими идеями и мыслями — это и есть note-making.
По словам Ника, note-making, или NoMa метод, — это инвестиции в себя. Этот метод написания заметок требует больше времени и сил, нежели обычное коллекционирования чужих идей и мыслей. Но таким образом мы накапливаем «мыслительные активы, которые со временем превращаются в инсайты, меняющие нашу жизнь».
Пять шагов NoMa
Для создания заметок по методу NoMa Ник советует пять шагов-подсказок.
- Это интересно…
На первом этапе мы сталкиваемся с чем-то, что кажется нам интересным или полезным на будущее. «Хм, это интересно», — думаем мы и записываем идею из книги или совет из статьи в наши заметки.
У многих написание заметок заканчивается на этом этапе — это и есть note-taking. Note-making пойдёт дальше.
- Это напоминает мне…
Подумайте о подходящей ситуации или собственном опыте, которые приходят вам на ум в контексте записанной идеи. В этот момент наше мышление переключается в активный режим и начинает искать связи с другими идеями и мыслями.
Подобный подход советует Мортимер Адлер в своей книге «Как читать книги». Вот как он пытался расшевелить мышление студентов, с которыми читал трактат Фомы Аквинского о страстях.
«Я попробовал зайти с другой стороны. Извинившись, я попросил их вспомнить о собственном эмоциональном опыте. Судя по возрасту, они уже вполне могли пережить какие-то страсти. Приходилось ли им ненавидеть, была ли ненависть связана с любовью к этому человеку? Или ее провоцировал кто-то другой? Случалось ли им испытывать ту неповторимую гамму чувств, когда одно ощущение незримо перетекает в другое? Студенты отвечали весьма расплывчато, но не от смущения или недовольства, а потому что абсолютно не привыкли изучать свой эмоциональный опыт подобным образом.»
Мортимер Адлер, Как читать книги
- Это похоже на…
Попытайтесь найти идеи или понятия, которые чем-то похожи на ту мысль, которую вы записали. Это не очень просто, но я бы рекомендовал послушать Зонке Аренса. Он советовал взять идею из книги или статьи, выделить её суть, сформулировать абстрактную идею и применить её в контексте своих интересов и задач.
Вот цитата из его книги.
«Only by abstraction and re-specification can we apply ideas in the singular and always different situations in reality (Loewenstein, 2010).»
Зонке Аренс, Как делать полезные заметки
Приведу пример из собственного опыта. Недавно я размышлял в своих заметках о процессе возникновения интереса, как мы принимаем решение о том, записать что-то или нет. И тут меня осенило — «да это ж AIDA!».
AIDA — это акроним от четырёх английскийх слов: Attention (внимание), Interest (интерес), Decision (решение), Action(действие). Эту формулу придумали в США несколько десятилетий назад и её до сих пор очень часто используют в продажах и копирайтинге.
Суть её в том, что сначала надо привлечь внимание потенциального клиента, например, вызывающим заголовком или яркой картинкой. Потом вызвать интерес, допустим, обещанием скидки или низкой ценой. А клиент примет решение и купит наш товар.
Например, мы продаём автомобили. Ставим на МКАДе билборд с полуголой девушкой на фоне Мерседеса и пишем о скидке на новые автомобили. Фото девушки привлекает внимание водителей мужчин, они видят интересное по цене предложение и решают купить новый автомобиль. Так это работает в теории.
Решение записать что-то или нет тоже вписывается в эту схему. Заголовок статьи вызывает интерес. Мы начинаем читать и какая-то мысль кажется нам интересной и, возможно, полезной в будущем. На основании этого мы принимаем решение сохранить эту мысль или информацию в свей картотеке.
- Это отличается от…
Тут стоит попробовать опровергнуть прочитанную мысль, подумать над идеями, которые отличаются от того, что мы записали.
Об этом тоже писал Зонке. Важно искать разные точки зрения на интересующую вас тему, а не только подтверждающую информацию и идеи.
«Collecting only one-sided ideas wouldn’t be very enriching. Yes, we have to be selective, but not in terms of pros and cons, but in terms of relevant or irrelevant.»
Зонке Аренс, Как делать полезные заметки
Важно добавлять в заметки не только то, что подтверждает нашу позицию, наши мысли, а вообще всё, что относится к теме. Разные взгляды, пусть даже противоположные, обогащают наше мышление.
- Это важно/не важно потому что…
И последний этап — задуматься, почему эта мысль важна для нас.
У Зонке Аренса эта мысль звучит как вопросы: «в каком случае я хочу наткнуться на эту заметку?» или «когда эта заметка мне пригодится?».
Может быть мы придём к мысли, что эта идея не так полезна или важна, как показалось на первый взгляд. Такое тоже бывает. Не стоит удалять её, лучше оставить и написать, почему она не важна, почему поменяли своё первоначальное мнение.
NoMa на практике
Попробую продемонстрировать метод NoMa на практике, как я его понимаю. Текст ниже написан в формате «размышлений на бумаге», поэтому воспринимайте его просто как публичные заметки, а не как готовую статью.
Для примера возьму цитату из книги, которую недавно вновь перечитывал — «Ангелы и демоны» Дэна Брауна.
«Ценность информации определяется её источником.»
Дэн Браун, Ангелы и демоны
Это интересно. Эта мысль показалась мне интересной, потому что я читаю много книг и статей, поэтому навык определять ценную информацию от бесполезной очень полезен для меня.
Это напоминает мне… Если переносить на свой опыт, то мне в первую очередь приходит в голову моё отношение к Максиму Ильяхову. Он пишет о редактуре, и я очень уважаю его мнение — читаю блог и телеграм-канал, смотрю каждое его видео на Ютубе.
Как только Максим выпускает новую книгу, запускает рассылку или курс, то я сразу покупаю или подписываюсь. Для меня, Ильяхов — это крутой источник знаний о редактуре, поэтому информация от него для меня очень ценна.
Это похоже на… Как-то давно я где-то прочитал или увидел, как определять фейки в интернете. В современном информационном пространстве новости появляются каждую минуту и важно к каждой из них относится с определённым недоверием. И главный вопрос, который стоит задать в первую очередь: «Откуда эта информация?».
Например, жена как-то переслала мне сообщение из одного новостного канала о новых выплатах для многодетных семей. В новости не было ссылок на источник. Я пошёл на сайт мэра Москвы, потом на сайт Москвы и правительства. Загуглил новость, но нигде не нашёл подтверждения. Из этого я сделал вывод, что новость, скорее всего, — фейк. Так оно и оказалось.
Это отличается… Даже самому проверенному и авторитетному источнику не стоит доверять без оглядки. Любой может ошибаться или обмануться.
Однажды я слушал подкаст уже упомянутого Максима Ильяхова, в котором он рассуждал о книгах. Максим говорил, что книги читать совсем не обязательно. И хоть он для меня большой авторитет, к мнению которого я чаще всего прислушиваюсь, тут с ним не согласился.
Это важно, потому что… Действительно, при чтении книг и статей важно обращать внимание на источник. Например, если вы хотите изучить тему ведения заметок, лучше ориентироваться не на статью из топа поиска Гугла, а на книгу Зонке Аренса, Мортимера Адлера или Тиаго Форте.
Ну и для меня, как создателя контента, эта мысль тоже важна. Если я хочу, чтобы мои читатели доверяли моему мнению, моим суждениям о заметках, нужно чтобы в их глазах я был надёжным источником информации. Значит свои слова лучше подтверждать ссылками на авторитетных авторов.
Подсказки Ника — не догма
Ник Майло говорит, что не обязательно использовать именно те пять подсказок-заданий, которые он предлагает. Можно придумать свои собственные.
Например, задаться вопросом как у Зонке «В какой ситуации я хочу наткнуться на эту заметку снова?». Или постараться придумать пример реализации идеи в другой сфере. Может быть, написать «Почему я согласен/не согласен с этим?». Вариантов может быть много, главное — запустить своё мышление и не останавливаться на пассивном копировании чужих слов и идей.
Посмотрите на свои заметки. Что это? Сборник чужих мыслей и идей или ваши собственные размышления и озарения?
Кто вы — note-taker или note-maker?
Если вам понравилась статья, подписывайтесь на мой канал в Телеграме или страницу на Бусти — я публикую там анонсы новых статей и пишу посты о ведении заметок, чтении и продуктивности.
Или оставьте свой имейл, чтобы получать новые статьи на почту.
Больше на Фёдоров пишет
Subscribe to get the latest posts sent to your email.
Алексей, на ваш канал «Фёдоров пишет» меня привёл каким-то образом канал «Жить интересно». Зацепило то, что вы называете методом NoMa, потому что сама всю жизнь бралась как-то конспектировать книжки, делать заметки и пр. Что из этого получается, у вас описано очень точно, подтверждаю! Написала себе в план — вникнуть, попробовать.. Не прошло и двух месяцев, сегодня, наконец, стала так делать заметки, начиная в третий раз читать книгу Ч. Уитфилда «Внутренний ребёнок». И — О, чудо! — исчезло сопротивление, пришло понимание! Так что не могу не сказать спасибо за идею и её объяснение!
Очень круто! Рад, что статья оказалась полезной.