Почему у заметок должна быть цель

Если вести заметки без определённой цели, тогда не будет никакой возможности оценить правильно ли вы ведёте картотеку и есть ли от ваших заметок хоть какая-нибудь польза.

Тут дело в том, что оценить пользу от заметок довольно сложно. Вот как это работает.

Измерить можно многое

В некоторых видах деятельности эффективность своих действий можно оценить по объективным показателям.

Например, в свободное время я играю в танки — мобильную игру World of Tanks Blitz. Я довольно посредственный игрок, но не совсем уж плохой. Для того, чтобы сделать такой вывод, в игре есть статистика. Ориентируясь на разные показатели: процент побед, средний урон за бой, показатель выживаемости, можно понять какой я игрок.

Вот бы и для заметок можно было вести такую статистику

Опытные танкисты WoT Blitz по статистике игрока могут сказать, как он ведёт себя в бою и что делает не так.

Такая же история с продажами, в которых я работал десять лет. Как понять, хороший продавец или нет? Посмотреть показатели его продаж. Много продаёт, значит продавец хороший.

Или похудение. Вес — объективный показатель. Если он уменьшается, значит человек худеет. Вес стоит на месте или растёт? Очевидно, нужно изменить свой рацион питания.

И таких примеров можно привести множество.

Но измерить можно не всё

А вот с другими видами деятельности уже не всё так очевидно.

Вот, например, я редактор, моя работа — писать тексты. Как понять, хорошо я пишу или плохо? Качество текстов невозможно выразить ни в каких единицах измерения.

Здесь не играет роли ни количество написаных статей, ни общий стаж работы. Я как-то, на своей прошлой работе, искал авторов для корпоративного блога о путешествиях. Было много претендентов, которые «закончил журфак» и «20 лет занимаюсь копирайтингом». Вот только тексты в их портфолио чаще всего были очень посредственными, а порой и вовсе отвратительными.

Чтение и ведение заметок, о которых я пишу на этом канале, как раз относятся к таким видам деятельности. Нет никаких объективных показателей эффективности.

Вот чтение. Как проверить насколько хорошо вы читаете, насколько качественно? Непонятно. Количество прочитанных книг тут совсем не показатель. В этом я убедился на своём горьком опыте.

Количество заметок — не показатель эффективности картотеки

С заметками такая же беда. Зонке Аренс в книге «Как делать полезные заметки» писал, что мы можем оценить свою ежедневную продуктивность по количеству написанных заметок.

«You could therefore measure your daily productivity by the number of notes written.»

В этом утверждении есть доля истины, но с одной оговоркой. Оно верно, если заметки ведутся правильно. В противном случае можно писать хоть по несколько десятков заметок в день — польза будет минимальная. Как у гипотетического друга Зонке, всё в той же его книге, который записывает каждую идею и мысль, которая приходит ему в голову.

«It is not surprising that my friend has a bookshelf filled with notebooks full of wonderful ideas, but not a single publication to show.»

Конечно, писать заметки, пусть и бессистемно и наобум, всё равно лучше, чем не писать их вообще. Но соотношение затраченных усилий и времени к пользе будет очень маленьким.

Опять же, на своём опыте мне довелось убедиться, что много заметок — это ещё не полноценная картотека. Даже если это выглядит, как картотека Лумана.

Моя картотека «как у Лумана» на самом деле совсем не как у него

Цель — ориентир для любой деятельности

Для определения своего прогресса в ведении заметок, да и вообще в любой деятельности, нам как раз поможет цель.

Цель — это предполагаемый результат моих действий. Когда я сравниваю финальный или промежуточный результат своей деятельности с целью, то могу понять, насколько сильно я приблизился к достижению цели.

Сначала пример не про картотеку, а про чтение. Допустим, я сел читать книгу «Используй философию», чтобы разобраться в основах философии и разных школах. Если, после её прочтения, я не смогу внятно объяснить в чём различие взглядов Аристотеля и Канта, значит прочитал книгу плохо.

Так и с картотекой. Намеченные заранее цели помогут понять, насколько правильно ведёте заметки. Если вы долгое время ведёте картотеку, но не достигли намеченных целей, скорее всего делаете заметки неправильно.

Какие могут быть цели у картотеки

Мне доводилось слышать разные цели для картотеки, которые формулировали участники телеграм-чата Цеттелькастен_ру. От изучения программирования и иностранных языков до «генерации новых идей» и «просто ради удовольствия».

Даже такие абстрактные цели, как «для удовольствия», вполне имеют право на жизнь. И они тоже легко поддаются проверке на соответствие целям.

Нравится копаться в текстовых файлах? Получаешь от этого удовольствие? Значит ведёшь картотеку правильно. И не важно, что твои записи — это чуть более, чем полностью копипаста из статей и книг в файлах на десятки страниц, а атомарность для тебя — это ругательство. Удовольствие есть, значит цель достигнута.

Но вот с более конкретными целями посложнее.

Цели моей картотеки

Поделюсь своими целями, для чего я веду картотеку, и насколько у меня получается их достигать. Сразу скажу, что моя картотека неправильная, но я работаю над этим.

Создание контента. Одна из главных задач моих заметок — генерировать контент для канала и блога. С этим картотека справляется, но не так, как мне хотелось бы.

У меня пока не получается создавать статьи из уже существующих заметок, как описывал Зонке. Моя картотека — это инструмент для мышления. Идеи и мысли для статей и постов рождаются у меня в процессе написания заметок, но не во время обзора.

Например, эта статья родилась из размышлений внутри заметки о необходимости практики для тренировки любого навыка. Я начал писать совсем о другом, но скатился к целям заметок.

Размышления в заметке о практике ведения заметок перешли в мысли о целях картотеки

Да, моя картотека помогает придумывать темы публикаций, но до волшебства, которое обещал Зонке, ещё далековато.

«Imagine you do not start with a clean sheet. Imagine instead some friendly genie (or well-paid personal assistant – whatever is more likely for you to have available) prepared a rough draft of your paper for you. It is already a fully developed argument including all references, quotes and some really smart ideas. The only thing left to do is to revise this rough draft and send it off.»

Понимание и запоминание прочитанного. А вот с этим у меня полный порядок. С тех пор, как я стал следовать совету Зонке читать с ручкой в руке, у меня очень сильно снизилось количество прочитанных книг, но многократно выросло понимание и запоминание.

Бывает, что на одно предложение автора я напишу страницу собственных мыслей и соображений. Это долго, но зато получается досконально разобраться в теме книги, будь то философия, чтение или даже сексуальное влечение.

Побочным эффектом от чтения с ведением заметок стало ещё и тотальное запоминание текстов. Я постоянно ловлю себя на том, что помню, что было написано по теме обсуждения в той или иной книге. Не дословно, но очень близко к исходному тексту. Например, все цитаты Зонке, что упомянул выше, я вспомнил сам, без обращения к картотеке.

Иногда я помню даже примерное место в книге, где прочитал нужную цитату. Бывает, что текстовый поиск по книге не помогает, но получается найти нужный отрывок, просто полистав книгу в нужном месте. Чудеса, да и только!

Организация мыслей, информации и идей. Вот с чем в моей картотеке всё плохо, так это с порядком. Если мне нужно будет найти какую-нибудь заметку, то я даже не представляю, как это можно сделать.

Мои заметки — это масса идей и мыслей, которые просто свалены в одну кучу. Раньше это была стопка бумажных карточек, сейчас — папка с текстовыми файлами.

Время от времени я пытаюсь как-нибудь привести в порядок имеющиеся заметки, но их так много, и в процессе организации становится ещё больше, что все мои попытки оканчиваются крахом.

Сейчас я пытаюсь организовать заметки по методу PARA, но получается не очень

Это похоже на прогулку в незнакомом городе, в котором ты уже один раз бывал. Вроде бы какие-то улицы знакомы и ты примерно представляешь, в какую сторону нужно идти, но ты не чувствуешь себя как дома. Так и моя картотека.

В этом я вижу главный недостаток своих заметок и из этого делаю вывод, что веду картотеку неправильно. Но не оставляю надежд научиться организовывать свои заметки.

А какая у вас цель?

Поэтому очень советую подумать и сформулировать цели своей картотеки. Зачем вы ведёте заметки? Чтобы что?

После того, как определитесь с целью, проверьте, насколько ведение заметок приблизило вас к ней.

Если не жалко, расскажите о целях своих заметок в комментариях к посту. Интересно, зачем люди ведут картотеку.

Если вам понравилась статья, подписывайтесь на мой канал в Телеграме или страницу на Бусти — я публикую там анонсы новых статей и пишу посты о ведении заметок, чтении и продуктивности.

Или оставьте свой имейл, чтобы получать новые статьи на почту.

🤞 Подписаться на рассылку

Подпишитесь, чтобы получать уведомления о новых статьях в блоге

5 2 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest

8 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Сергей
1 год назад

не очень системно виду заметки. В основном нужны для изучения марксизма

Роман
Роман
Ответить на  Алексей Фёдоров
1 год назад

Это ты не системно???? Боюсь представить, что же тогда системно

6904c872d99857557cf92cea265ba25c.jpg
Никита
Никита
1 год назад

База с заметками — как тостер.
Загружаешь в нее свеженькую идею, размышляешь на эту тему.
Потом нечаянно отвлекаешься в окно и бац(дзинь) — новый горяченький инсайт.

Ты конечно его радостно записываешь в базу и снова отвлекаешься в окно..

Никита
Никита
1 год назад

Спасибо за статью!
Организация мыслей, информации и идей. — мне кажется вы тут или не дописали, или не додумали для себя 🙂 Вот вы чувствуете себя в незнакомом городе среди своих заметок. Верну вам ваш же вопрос — вы в этом «городе» что-то ищете «Чтобы что?». Примерные ответы:
1) «поразмышлять над конкретной темой» — тут подойдут МОКи, от которых можно отталкиваться и закапываться вглубь своих идей и информации
2) «получить вдохновение» — тогда вопрос снова — на какую-то тему или просто так? На тему — см первый пункт, если просто так — ну кнопка «рандом ноут» подойдет из обсидиана (можно кликать пока не откроется что-то интересное)
3) «найти инфу по смутной идее» — тут вообще весь арсенал придется задействовать, и теги и поиск по тексту.
Кстати некоторые на главной своей странице заметочника прямо так разделы и называют «я хочу…» (поразмышлять/поискать/вдохновиться и т.д.) и собирают сразу ссылки на нужные поиски и страницы.