Commonplace book — цеттелькастен 15 века

Задолго до картотек, среди учёных был популярен особый метод ведения заметок — commonplacing. Этот метод известен аж с 15 века. В статье расскажу, что такое commonplace book, что у этого метода общего с цеттелькастен, и как сейчас можно использовать принципы commonplacing для ведения своих заметок.

Что такое commonplace book

В русском языке нет полноценного аналога словосочетанию «commonplace book». Оно образуется от слов «common» — общеизвестный, «place» — отрывок из книги и «book» — книга. Получается, «книга с отрывками из известных книг» или «блокнот с цитатами», если попроще.

Уже в 15 веке у молодых людей и девушек было модным вести блокноты, в которые они записывали известные цитаты, стихи, выдержки из романов и тому подобное.

Commonplace book вели 500 лет назад, и ведут сейчас
Commonplace book вели 500 лет назад, и ведут сейчас

Но commonplace book пользовались не только девушки, но и студенты, врачи и учёные. В своих блокнотах они не просто собирали цитаты, но вели базы знаний и дневники научных наблюдений.

Главное отличие commonplace book учёного от обычного — записи идут не линейно, а организованы по темам, предметам, терминам.

Дальше расскажу о трёх популярных методах организации записей в commonplace book:

  • «Метод учебника»
  • Алфавитный
  • Индексный

А в конце поговорим о «гибридном» методе, который в 17 веке придумал английский философ и учёный Джон Локк.

«Метод учебника» — жёсткая структура, заданная заранее

«Метод учебника» — это заметки в commonplace book, организованные по заранее определённой структуре, плану. Перед тем, как начинать вести заметки, блокнот разделялся на темы в определённом порядке — как главы в книге. Заполненный блокнот можно было читать, как научную книгу или учебник, отсюда и название метода.

Часто структуру заметок брали из какой-нибудь базовой, основополагающей книги по выбранной дисциплине. Читатель изучал книгу, делал заметки, записывал выдержки и цитаты из неё в соответствующие разделы своего блокнота. А потом добавлял туда же подходящие заметки и идеи из других источников, свои собственные наблюдения, мысли и идеи.

«Метод учебника» было очень популярен, особенно среди студентов и молодых учёных.

Так же этот метод использовали писатели, для подготовки материалов для своих книг. Кстати, современный американский писатель-стоик Райан Холидей тоже так делает. Сначала он прикидывает структуру книги по главам, ищет материалы, пишет заметки и организовывает их по разделам, соответствующим главам его будущей книги.

Плюс такого метода — уже готовая структура заметок, которая облегчает студентам вопрос выбора релевантных источников и идей. Они понимают, какие темы нужно изучать и концентрируются на них.

Минус — негибкость метода. Чем больше ты узнаёшь, чем больше у тебя знаний, тем шире область познания и существующие темы уже не подходят для новых заметок.

«Алфавитный способ» немного похож на вторую картотеку Никласа Лумана. Заметки в ней Луман организовал по конкретным проблемам, которые интересовали его в социологии. Подразделы этих категорий были связаны с основной темой. В итоге, список тем и подтем второй категории Лумана был похож на подобие оглавление научной работы.

Для картотеки такой способ может быть вполне работоспособным. Ты заранее определяешь темы, которые тебе интересны, а потом увязываешь идеи и мысли в заметках с контекстом этих тем.

Как показывает практика, это не очень сложно. Например, я интересуюсь продуктивностью и ведением заметок. И релевантные мысли и идеи умудряюсь находить даже в «Подростке» Достоевского и «1984» Оруэлла, хотя они, вроде бы, совсем не про это.

Алфавитный метод — темы от А до Я

Алфавитный метод — это упорядочивание заметок по темам в алфавитном порядке. Существовало два варианта этого метода.

Первый — страницы в блокноте заранее отводились для определённых тем в алфавитном порядке. Такой подход был ещё менее гибким, чем «метод учебника», но очень хорошо подходил для заметок по строго ограниченному количеству тем. Например, этот метод отлично подходил медикам, для организации заметок по названиям болезней или лекарств.

Второй способ — несколько страниц в блокноте выделялись не для отдельных тем, а для букв, тоже в алфавитном порядке. Под каждую букве выделялось некое количество страниц. А каждой теме — отдельная страница.

При таком методе тратилось много лишнего места. На какие-то буквы не находилось достаточно заметок и оставалось много пустых страниц. А для других тем или букв наоборот места было мало и приходилось заводить новый блокнот, что добавляло ещё больше неудобств.

Некоторые начинали писать на свободных листах, но тогда пропадал порядок заметок.

Ещё один вариант этого метода — писать заметки не на отдельных страницах, а по порядку. Тему заметки записывали на полях. В таком случае экономилось место, но приходилось листать много страниц, чтобы найти одну нужную запись.

В современных картотеках, часто используется именно алфавитный метод. В бумажном варианте — это разделы, как всё у того же Райана Холидея. А в электронных заметках, вместо бумажных разделителей, используют теги.

Алфавитный метод на примере картотеки Джорджа Карлина

Индексный метод — заметки с оглавлением

Индексный метод был самым продвинутым, гибким и экономным. Записи шли друг за другом, в хронологическом порядке, а не алфавиту.

Рядом с заметкой, на полях или даже в отдельной колонке, писалась тема заметки, её заголовок. Номер страницы, с первой заметкой по теме, указывался в индексе, предметном указателе. Остальные заметки связывались между собой перекрёстными ссылками на следующие и предыдущие заметки.

Пример разворота в индексном commonplace book
Пример разворота в индексном commonplace book

Это очень похоже на метод Лумана. У него тоже ссылки из индекса вели на одну-две карточки, а дальше шла последовательность заметок, созданная с помощью особой нумерации.

Используя этот подход, заметки можно было писать где угодно, не тратя зря бумагу. Но всё-таки было неудобно искать заметки по одной теме, переходя от записи к записи по ссылкам. На поиски одной заметки тоже уходило немало времени.

Один из способов привести в порядок индекс — таблица
Один из способов привести в порядок индекс — таблица

Джон Локк — Никлас Луман 17 века

В 1676 году известный философ и учёный Джон Локк опубликовал брошюру о новом подходе к ведению заметок. Сначала его книгу опубликовали во Франции, а в 1706 году — в Англии, под названием «New and Easie Method of Making Common-place Books».

Обложка брошюры Джона Локка с описанием его метода
Обложка брошюры Джона Локка с описанием его метода

У Джона Локка и Никласа Лумана много общего. Метод Локка — это результат многолетнего ведения заметок. Большинство его заметок — это результат чтения большого количества источников по разным темам. Заметки Локка — это два десятка блокнотов с записями о политике, медицине, географии, философии и многих других темах.

Так же как и Луман, Локк не первый придумал некоторые фишки своего метода. Да и вообще, если вы хорошо знакомы с цеттелькастен, то без труда увидите общие черты двух методов.

Метод Локка давал больше гибкости при ведении заметок, позволял тратить меньше бумаги, и обеспечивал простоту поиска заметок. Его метод подходил для тех, у кого был широкий спектр интересов.

Локк начинал новую заметку на пустом развороте блокнота. Он писал текст заметки, а на полях — тему.

Commonplace book Джона Локка
Commonplace book Джона Локка

Он советовал подбирать одно ключевое слово для темы. Кстати, так же советовал поступать создатель интеллект-карт Тони Бьзюзен. Чаще всего Локк использовал для названий категорий латинские термины, например, Confessio, Avaritia, Assatura.

Записи шли в хронологическом порядке. Номер страницы темы Локк заносил в индекс, который использовался для поиска записей по конкретной теме. И вот в этом было главное отличие его метода.

Индекс Локка отличался от привычных. Он модернизировал алфавитный способ, разделив страницы не по названиям тем, а на букву и первую гласную в названии.

Вот как был устроен индекс Локка. Он отводил на индекс отдельный разворот. Делил его на 4 колонки по 25 строчек, получалось 100 ячеек. Каждые пять ячеек отводились под 20 букв латинского алфавита, которые обозначали первые буквы каждой темы.

В латинском языке 26 букв, но Локк использовал только 20. Буквы C, I и U заменяли K, J, Y, V и W.

Пять строчек в каждой группе отводились под буквы: A, E, I, O, U. Это были первые гласные буквы после в каждом названии темы. Например, тема Confessio. Название темы начинается на букву C, а первая гласная — O. Таким образом страница для записей на тему Confessio записывалась в группе C на строчке O — C-O.

Индекс Локка сильно отличался от привычных предметных указателей
Индекс Локка сильно отличался от привычных предметных указателей

Словам на букву Q отводилась всего одна строчка, потому что слов на эту букву было мало. А ещё Локк иногда оставлял в индексе пустое место, на всякий случай. А если не хватало места, писал на месте, отведённом для буквы Z.

Фишка метода была в том, что он не отводил разворот только под одну тему. Локк резервировал один разворот под сочетание букв. Например, он начинал с заметки на тему Labor. Сочетание начальной буквы и первой гласной — L-a. Значит, все остальные последующие заметки на темы с таким же сочетанием, он писал на этот развороте. А в индекса в ячейке L-a указывал номер страницы.

На одном и том же развороте он делал записи по всем темам с одинаковым сочетанием начальной буквы и первой гласной. То есть, заметки по темам Avaritia, Ara, Assatura могли быть на одном развороте.

Так выглядел разворот в commonplace book Локка
Так выглядел разворот в commonplace book Локка

Когда разворот заканчивался, он продолжал писать на ближайшем свободном. Номер нового разворота добавлял в индекс.

Если в блокноте не было свободных разворотов, он писал на пустой левой странице, преимущественно на тех буквах, где меньше всего заметок.

Некоторые последователи метода Локка даже усложняли его, делая индекс из последовательностей трёх букв: начальной, первой и второй гласных. В таком индексе получалось 500 ячеек. Но в таком случае получалось много пустых страниц.

Для своего времени это была прорывная система. Вроде бы, тут нет порядка, разные темы соседствуют на одной странице. Но поиск заметок по нужной теме занимал намного меньше времени, чем в других методах.

Если вы хотите ещё подробнее почитать о Commonplace book, напишите мне в комментариях, и я пришлю вам статью «John Locke’s “New Method of Making Common- Place-Books”: Tradition, Innovation and Epistemic Effects» Майкла Столберга. Она была опубликована в 2014 году в журнале Early Science and Medicine. Я взял её за основу моего статьи.

Если вам интересна тема ведения заметок, чтения и продуктивности, подписывайтесь на мой канал в Телеграме, страницу на Бусти или рассылку.

4.8 4 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest

4 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Иван
Иван
19 дней назад

В русском языке нет полноценного аналога словосочетанию «commonplace book».

Я бы сказал, что по-русски такие книжки можно называть альбомами. В собрании Пушкинского музея например 48 штук, и они подходят под описание – там и цитаты и стихи, даже рисунки и гербарии.

Иван
Иван
19 дней назад
Ответить на  Алексей Фёдоров

В моём комментарии есть ссылка на сайт музея, на слове «собрании», но она никак не выделяется среди других слов.

Последний раз редактировалось 19 дней назад Иван ем