Пастернак гуляет по Луне: как мы с дочерью учили стихи с помощью мнемонических техник

Посмотрите на эту картинку.

Да, тут ничего не понятно — объяснение будет ниже
Да, тут ничего не понятно — объяснение будет ниже

Это не детские каракули, а стихотворение Пастернака «Золотая осень», которое моей дочери задали учить в школе. Её, кстати, зовут Настя и она учится в 4 классе. Сейчас объясню, как было дело.

Подходит дочь ко мне вечером, жутко расстроенная. Надо выучить стихотворение, а оно очень сложное и запомнить совсем не получается. И тут я вспомнил книгу Джошуа Фоера «Эйнштейн гуляет по луне: Наука и искусство запоминания», которую начал читать пару месяцев назад, но так и не дочитал.

Как запомнить всё на свете и при чём тут Эйнштейн

В своей книге Фоер рассказывает о технике, которую применяют все участники многочисленных чемпионатов по запоминанию. Суть в том, что для каждого слова или цифры надо придумать какой-нибудь образ, а чтобы запомнить длинный текст или число — соединить несколько таких образов в одну картинку. Чем необычнее картинка, тем прочнее она отпечатается в памяти. Эйнштейн, гуляющий по Луне, который упоминается в названии книги — как раз пример такого необычного образа.

В двух словах объяснив дочке этот принцип, я отправил её применять его на практике. Но всё оказалось не так просто.

Главная ошибка — разобщённые образы

Минут через пятнадцать ко мне подошли младшие дети, Арина и Андрей, и сказали, что Настя плачет. Оказалось, она попыталась сделать как я посоветовал, но у неё всё равно ничего не получилось. От этого она расстроилась ещё сильнее, аж до слёз.

Я посмотрел на её рисунок и сразу понял, в чём у неё была ошибка.

Первая попытка моей дочери применить мнемоническую технику
Первая попытка моей дочери применить мнемоническую технику

Настя стала рисовать картинки-образы буквально для каждого слова, но отдельно друг от друга, не объединяя их вместе. Конечно, запомнить несколько отдельных картинок проще, чем слова, но задачу выучить стихотворение это не облегчает.

Мой вариант — Пастернак в картинках

Я взял листок и стал рисовать картинки сам. К моему удивлению, четверостишия запоминались практически с первого раза. Вот что у меня получилось.

Первый рисунок: деревья с опавшими листьями, замок, открытое пространство, тропинки, несколько озёр.

Круги с глазами — это озёра и в них кто-то заглядывает
Круги с глазами — это озёра и в них кто-то заглядывает

У Пастернака это звучало так:

Осень. Сказочный чертог
Весь открытый ясным взорам.
Просеки лесных дорог,
Заглянувшие в озёра.

Второй рисунок: картины на стенах, коридор, три дерева и церковный купол.

Коридор с картинами упирается в вяз, ясень и осину
Коридор с картинами упирается в вяз, ясень и осину

У Пастернака:

Как на выставке картин
Залы, залы, залы, залы
Вязов, ясеней, осин
В позолоте величавой

И последняя картинка: берёза в фате и с короной из деревьев, а перед ней хрустальный бокал.

Страшное лицо — это лик берёзы
Страшное лицо — это лик берёзы

Вот как у Пастернака:

Липы обруч золотой
Как венец на новобрачной.
Лик берёзы под фатой
Подвенечной и прозрачной.

Я честно написал эти строки не подглядывая в оригинал. Если вы проверите, то увидите, что в первых двух четверостишиях допустил таки пару ошибок. Но суть не в этом, а в том, как работает метод. Даже не так. Суть в том, что этот метод работает.

У дочки дела с запоминанием пошло намного лучше, но были ещё сложности с тем, что много новых и незнакомых слов: чертог, лик, позолота и так далее. Поэтому ей всё рано пришлось тяжелее, чем мне.

Теперь я, наверно, всё-таки дочитаю книгу Фоера. Пару лет назад я поставил себе челлендж — запомнить 52 карты, может быть и до этого вызова доберусь.

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии