Цеттелькастен — это не волшебная таблетка для писательства

Под влиянием многочисленных статей о продуктивности Никласа Лумана и обзорах методов ведения картотеки, может сложиться впечатление, что цеттелькастен — это «волшебная таблетка» для писательства. Шутка ли, «50 книг и 500 статей». Но, как говорится, «не всё так однозначно».

Во всём виноват Зонке

Аренс Зонке в своей книге How to Take Smart Notes представляет цеттелькастен, или «умные заметки», чуть ли не волшебным средством для тех, кто пишет.

«Представьте себе, что какой-нибудь дружелюбный джин или хорошо оплачиваемый помощник подготовил для вас черновик вашей статьи. Она уже практически готова: в ней есть все аргументы, ссылки и цитаты, и несколько по-настоящему умных идей. Всё, что вам осталось сделать, это отредактировать черновой вариант и отправить его.»

Ну не волшебство ли? Магия цеттелькастен!

Временами книгу Зонке хочется переименовать в «Гарри Поттер и магический цеттелькастен»
Временами книгу Зонке хочется переименовать в «Гарри Поттер и магический цеттелькастен»

Он же предупреждает о возможных последствиях неправильного ведения заметок. Зонке рассказывает о своём знакомом, который постоянно делает заметки — записывает в блокнот любую идею, часто даже во время разговора. У этого знакомого целая полка с такими блокнотами, полными гениальных мыслей. Но вот одна проблема — он до сих пор ничего не опубликовал.

Может сложиться впечатление, что у этого знакомого нет публикаций, потому что он неправильно ведёт заметки. Но это типичная логическая ошибка — «после» не значит «вследствие». Вполне вероятно, что этот его знакомый просто лентяй.

Рассмотрим пару примеров писателей, которые тоже ведут заметки, но делают это не так, как Луман.

«Неправильная» картотека Холидея

Есть много писателей, которые ведут «неправильные» заметки, но от этого их писательский процесс и писательская продуктивность не страдает.

Например, американский писатель Райан Холидей. Он ведёт заметки на каталожных карточках. И его способ раскритиковали бы многие адепты метода цеттелькастен.

Когда Райану попадается интересная история, цитата или в голову приходит какая-то идея, он просто записывает её на карточку, пишет в правом верхнем углу тему и добавляет эту карточку к другим своим заметкам по этой теме. И он не использует в своей картотеке сложную систему нумерации, индексы, перечень ключевых слов и перекрёстные ссылки, как Луман.

Для организации своей картотеки Райан использует только «аналоговые теги»
Для организации своей картотеки Райан использует только «аналоговые теги»

Система совершенно простая и даже можно сказать, что «неправильная», но Райану не приходится жаловаться на застой в своей писательской деятельности. Он написал уже десяток книг, большинство из которых стали бестселлерами в разных странах. Ещё он регулярно пишет в блог и ведёт ежедневную рассылку о стоицизме. Завидная продуктивность, правда?

Совсем «неправильные» заметки Клеона

Райан Холидей — не самый плохой пример ведения заметок. Он хотя бы организует их по темам. А вот другой американский писатель не делает даже этого. Речь об Остине Клеоне, авторе знаменитой книги «Кради как художник».

Остин тоже записывает свои мысли, идеи, наблюдения. Только он использует не карточки, а блокноты. И эти заметки он вообще никак не организовывает.

У Остина есть статья в блоге про индексацию заметок. В ней он пишет о том, что индексы — это очень нужная и полезная штука. Но признаётся, что сам никогда не вёл индексов своих заметок.

Остин пишет, что в полной мере осознал свою ошибку, когда приступил к написанию новой книги.

«И вот я пялюсь, как дурак, на эту кучу блокнотов, пытаясь начать писать новую книгу, и не имею ни малейшего понятия, что там в них.»

Остин тратит на заметки несколько блокнотов в год
Остин тратит на заметки несколько блокнотов в год

Повлияло ли неправильное ведение заметок на писательский успех Остина? Никак. Он написал бестселлер — «Кради как художник», потом второй — «Покажи свою работу», и через несколько лет ещё один — «Просто продолжай». Он ведёт твиттер, еженедельную рассылку и пишет в блог.

Его блокноты должны были стать «кладбищами идей», как выразился Зонке в How to Take Smart Notes. Но ничего подобного не произошло. Остин пользуется идеями из своих блокнотов, о чём пишет в конце каждой книги. Например, в «Просто продолжай» он прямо так и написал: «Эта книга родилась из моих дневников».

По фото видно, что Остин даже страницы не нумерует
По фото видно, что Остин даже страницы не нумерует

С картотекой и без неё

Есть ещё масса примеров успешных писателей, которые разными способами вели и ведут заметки на карточках.

Райан Холидей перенял привычку вести картотеку у другого американского писателя Роберта Грина.

Картотеку использовал Владимир Набоков. Его предсмертный роман «Лаура и её оригинал» — это 138 библиотечных карточек, на которых писатель предпочитал писать от руки.

Так выглядел черновик последнего романа Владимира Набокова
Так выглядел черновик последнего романа Владимира Набокова

Энн Ламотт в своей известной книге для писателей «Птица за птицей» тоже советует вести заметки на карточках. Одна из глав в её книге так и называется — «Картотека».

У меня везде дома валяются карточки и ручки: возле кровати, на кухне, в ванной, у телефона и даже в бардачке машины. Ещё я всегда сгибаю одну карточку пополам и сую в задний карман брюк, когда иду гулять с собакой.

Но, в то же время, можно найти массу примеров писателей, которые картотеку не использовали. Например, я читал книгу Стивена Кинга «Как писать книги» и он не говорил ничего о картотеке. Ещё есть одна мегапродуктивная писательница, которая написала 230 детективных романов, которая тоже не пользовалась картотекой. Я имею в виду не Агату Кристи, а Дарью Донцову.

И этот список можно продолжать и продолжать.

Так картотека работает или нет?

И в чём подвох? Цеттелькастен работает или нет? Как же Луман и его 70 книг и 500 статей? Он же сам говорил, что «причина его продуктивности — в его картотеке».

По этому поводу хорошо высказался Андрей Суховской на своём канале qnnnp. Это типичная «ошибка выжившего». Кейс Лумана совсем не обязательно означает, что картотека — это универсальный инструмент, который поможет каждому писать по пять курсовых в месяц, по книге в год и по статье в день.

Как мы видим на примерах Холидея и Клеона, есть писатели, которые вели заметки отличным от Лумана способом и всё равно успешны. Более того, есть писатели, которые не ведут картотеку и тоже не жалуются на отсутствие вдохновения и идей. И, наконец, наверняка есть много писателей, которые вели картотеку, но так и не написали ничего толкового.

В чём смысл цеттелькастен

Ведение заметок, и особенно ведение заметок по методу цеттелькастен, — это всего лишь инструмент. Даже идеальная картотека не гарантия писательской продуктивности и успеха. Надо это понимать и не относиться к картотеке как к «волшебной таблетке», которая поможет написать бестселлер. Картотека может помочь в писательстве, но она никогда не напишет книгу или статью за вас.

Более того, картотека может стать поводом для прокрастинации. Что-то подобное случилось и со мной. Был период, когда львиную долю свободного времени я тратил на редактуру текстов своих заметок. А вот блогом занимался по остаточному принципу.

Я бы назвал это второй своей ошибкой в ведении цеттелькастен. Не повторяйте её.

Если вам интересна темы ведения заметок и писательства, а также чтения и продуктивности, подписывайтесь на рассылку, чтобы получать уведомления о новых статьях на почту. Без спама, обещаю.

Обработка…
Готово! Вы в списке.
0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
2 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Саша Реушкин
6 дней назад

Люди думают, что система сделает все за них. Так люди ищут лучший менеджер задач или лучший заметочник. Проводят недели за настройках и поддержания системы. Но не делают самое важное — не пишут книги/статьи, не делают дела. Люди забывают, что у них уже есть все необходимое для того что бы начать — они сами.

Я записываю все идеи и мысли в простые заметки на телефоне. У меня нет связей, нет тегов. Есть только категории. Ищу с помощью поиска. Переодически перечитываю, бывают дубли идей и мыслей. Удивительно смотреть, что придумал одном и тоже в разные промежутки жизни 🙂

Спасибо за блог, за ту работу, что делаете перед написанием замёток. Интересно читать.

Последний раз редактировалось 6 дней назад Саша Реушкин ем